Для начала проговорим очевидные вещи. Обозначим фундамент нашей социальной организации:
Двадцать пять – примерный возраст наступления личностной зрелости. Чем ближе человек подходит к этим годам – тем больше фиксируется его психика, замыкается круг интересов, начинается активный период самореализации в профессиональной или творческой среде. Обычно предпочтение падает на профильную сферу – «финансовая независимость» и «социальная стабильность», звучит привлекательнее, чем «развитый творческий потенциал». Увы. Где-то отсюда и берёт начало рутинный мир бытового однообразия. Личностный рост теперь замещается ростом карьерным. Узкоспециализированная рабочая деятельность даёт, разве что, иллюзию прогресса: ежедневное решение одних и тех же рабочих задач никакого нового опыта принести не может, но за-то щедро добавляет серости и угрюмости в каждый новый прожитый день. Это – начало медленной стагнации личности. Подавляющее большинство тратит своё время на службу системе, не обращая внимания больше ни на что. Работа постепенно становится важнее жизни.
Завтра практически ничем не будет отличаться от сегодня, как сегодня почти ничем не отличалось от вчера: стой час в общественном транспорте, девять часов просиди в офисном кресле, чтобы провести ещё один час в общественном транспорте. Повторить на следующий день. И на следующий. И на следующий. И на следующий… И здесь бы нам следовало вспомнить про то, что человек продуктивен всего четыре часа в сутки. Всё, что выше этой отметки конвертируется лишь в ежедневно нарастающий стресс. И только. Рождение ребёнка, конечно, добавит разнообразия в рутинные будни, заодно с ещё большим количеством ежедневного стресса, на фоне которого и будет протекать всё воспитание и формирование будущего члена общества.
Первый опыт, особенно в раннем возрасте - это основа для всех последующих информационных конструкций. Любовь, например, сложное чувство, а сталкиваться с её влиянием подрастающему поколению приходится достаточно рано. Закладывать первый фундамент настолько сильных и ещё непонятных юному возрасту чувств ребёнку приходится самостоятельно, ориентируясь буквально наощупь. Вот и получается, что вместо того, чтобы помочь детям понять себя и разобраться в вопросах мировосприятия, их почём зря пичкают пресными знаниями, ничего не объясняя из действительно интересующих и важных для них вопросов. Ребёнок начинает ментально закрываться от внешнего мира, справедливо считая себя непонятым. Подростковый бунт - преимущественно вина родителей и системы образования. Старшее поколение, беспечно пуская всё на самотёк, оставляет детей один на один справляться со «звериными законами детской стаи». Родители со своими вечными запретами теряют авторитет, доверие, расположение. Учителей дети находят среди своего окружения, среди тех, кто способен разделить с ними актуальные для пубертатного возраста проблемы... Это всё, разумеется, лишь один из всех возможных сценариев. Живя в системе, социализируясь в системе и общаясь только с представителями системы, ребёнок едва ли может научиться думать иначе, кроме как в контекстах системы.
Тому ли мы учим детей?
Система школьного образования (как бы это помягче…) не является системой образования даже на уровне этимологии самого термина. После окончания школы получившееся «образование» иной раз хочется скальпелем срезать. Активно формирующийся организм заставляют находиться по 5 – 6 часов в день, 5 – 6 дней в неделю, во враждебной, когнитивно напряжённой, раздражающей психику обстановке. То, что для зрелого человека ещё можно назвать «перманентный стресс», для ребёнка ничто иное, как психологическое насилие.
Что даёт школа? Чему она учит?
Язык; Литература; История; Математика; Геометрия; Алгебра; География; Биология; Химия; Физика; Информатика (список не полный)
Что делать со всей этой информацией? Нет, серьёзно – чтобы получить пакет вышеперечисленных знаний от человека требуют отдать 10 лет жизни. Я же требую ответов: что потом делать со всей этой информацией? Не слишком ли завышен тариф? Кто из сегодняшних родителей или вчерашних студентов хорошо помнит программу средних и старших классов? Как сильно она пригодилась в жизни?
Короткий блиц:
- Как найти центроид треугольника?
- Чем sin отличается от cos?
- Какое отношение число π (пи) имеет к числу τ (тау)?
- Что такое «хорда»?
- На какие три части делится пестик?
- В чём особенность брахистохроны?
- Как делить многочлен на одночлен?
- Какова плотность спирта?
- Как вычислить площадь окружности?
И речь даже не о том, насколько необходимы знания из школьной программы. Достаточно вспомнить, насколько скучна и неэффективна подача материала. О времени, проведённом в школе, хочется поскорее забыть. Вместе со всем пройденным материалом. А события, о которых хочется забыть, никаких хороших следов на психике не оставят.
И сотворили школу так, как повелел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Он не может сидеть без движения — его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания — ему их дают в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.
— Адольф Ферьер «Преобразуем школу», 1920 год
Проведем мысленный эксперимент:
После первых трёх классов школьного образования и приобретения детьми базовых навыков письма, счёта и т. д. переводим всех на условные игровые площадки, где каждому найдётся своя игрушка, свой набор фломастеров, красок, музыкальных инструментов. Из расчета устранения конкуренции – всё общее, всё одинаковое, всего с избытком. Как будет выстраиваться юное общество?
Сначала они разделяться по интересам. Затем – на группы по сотрудничеству. Конечно, в каждой группе найдется лидер, что задаст изначальные «правила игры», но каждый из участников сможет такие правила дополнить. Нарисовать общую картину. Созвучно играть на музыкальных инструментах. Играть в «дочки-матери», создавая целостность истории. Когда детское внимание будет на что-то сфокусировано, у них не возникнет потребности в прямой межличностной конкуренции. На выходе же мы получим общество творчески развитых людей, умеющих работать в команде, ставя во главу угла общую цель, а не личную выгоду. Все это, разумеется, под наблюдением преподавателя рассказывающего «что», «как» и «для чего», параллельно предотвращая конфликты. С определённого возраста начинается общеобразовательное знакомство с разнообразными профессиями и отраслями, в процессе которого ребёнок сможет найти себя.
Современные же школы попросту перегружают психику и уже оставаясь вне наблюдения взрослых, дети начинают отыгрываться друг на друге, борясь таким образом со стрессом. Мы все так выросли. Нас всех так воспитали. Мы не видим других альтернатив. А ведь они есть. Мы их просто ещё не создали.
В большинстве стран мира воспитание молодого поколения находится на уровне XVIII – XIX столетий. Эта давняя система воспитания ставила и ставит своей целью, прежде всего, подготовить для общества квалифицированного участника производственного процесса. Эту систему не интересуют все остальные потенции человеческого мозга, и поэтому, вне производственного процесса, современный человек остается психологически человеком пещерным, Человеком Невоспитанным.
Неиспользование этих потенций имеет результатом неспособность индивидуума к восприятию нашего сложного мира во всех его противоречиях, неспособность связывать психологически несовместимые понятия и явления, неспособность получать удовольствие от рассмотрения связей и закономерностей, если они не касаются непосредственного удовлетворения самых примитивных социальных инстинктов. Иначе говоря, эта система воспитания практически не развивает в человеке чистого воображения, фантазии и — как немедленное следствие — чувства юмора.
Человек Невоспитанный воспринимает мир как тривиальный, рутинный, традиционно простой процесс, из которого лишь ценой больших усилий удается выколотить удовольствия, тоже, в конце концов, достаточно рутинные и традиционные. Но и неиспользованные потенции остаются, по-видимому, скрытой реальностью человеческого мозга. Задача научной педагогики как раз и состоит в том, чтобы привести в движение эти потенции, научить человека фантазии, привести множественность и разнообразие потенциальных связей человеческой психики в качественное и количественное соответствие с множественностью и разнообразием связей реального мира. Эта задача и должна стать основной задачей человечества на ближайшую эпоху.
— Братья Стругацкие «Хищные вещи века»
Школьное образование ущербно в первую очередь из-за того, что заставляет всех детей мыслить одинаково. Живость мышления, гибкость ума, яркость фантазии – это как раз те самые качества, которые школа никак в детях не развивает. Скорее наоборот – она их подавляет. Все поставленные учебным процессом задачи можно решить лишь одним, единственно верным способом – тем, которым научила разрешила система школьного образования:
Ответ верен, но ход решения отличен от учебника? Минус балл. Написано ручкой не того цвета? Минус балл. Допустил несколько незначительных помарок? Всё. При прочих равных ожидаемая оценка системы: 3– из 5
Никому не нужны правильные ответы. Ни учителю, ни ученику, ни родителям. Школы не учат быть успешными, они учат всех детей мыслить однообразно, быть стандартными, такими, как все. И ещё, что лишний раз лучше промолчать. Ни одно государственное учреждение не приветствует инициатив и не поощряет свободомыслие. Система не любит бунтарей. Система любит, когда все молча идут в заданном направлении. А куда именно ведёт это направление мало кто задумывается.
В 1618 году на почве разногласий католической и протестантской церквей пророс и дал кровавые всходы самый на то время опустошительный конфликт, затронувший впоследствии всю Европу. Тридцатилетняя война стала последней религиозной войной, которую запомнила история. Научная революция и новые открытия заставляли людей постепенно переходить от духовного мировосприятия к материальному. Параллельно с тем, как цивилизация двигалась в индустриальный век, а философское сообщество «убивало» Бога, из пепла былых раздоров начало прорастать новое семя грядущих бед – национализм.
Национализм — это современное явление. На протяжении всей истории люди были привязаны к своей родственной группе и традициям, к территориальным властям и к своей родине, но только с XVIII века национализм начал рассматриваться как часть человеческих убеждений о себе и об обществе.
История так и будет продолжать кружить всё человечество в перманентном хороводе, пока мы не перестанем принимать одни и те же ошибочные решения. Если в прежнюю эпоху католики убивали протестантов, а протестанты не жалели католиков, то в эпоху наступившую… ничего не изменилось. Феникс религии умер. Феникс национализма возродился из пепла и опалил мир ещё более жарким пламенем, нежели костры инквизиции.
Мышление… Мышление никогда не меняется.
Чего действительно боится любая власть, так это вооружённой революции. Во избежание развития нежелательного сценария госаппарат стремится установить контроль над поведением населения. Задача: подавить | не допустить революционные настроения ещё на стадии их зачатия любыми возможными средствами.
> поддерживать n-ый уровень довольства населения, финансировать общественные программы и повышать социальный уровень жизни.
> повсеместно нагнетать n-ый уровень страха, щедро спонсировать силовые структуры.
> воспитывать идеи национализма и патриотизма в умах граждан, начиная с детского возраста.
Возникающие в общественной среде проблемы решаются не столько в порядке своей важности, сколько с оглядкой на реакцию населения относительно тех или иных событий. Для государства, как законодательного сегмента власти, народ – это всего лишь цифры в графиках статистических данных. Чем меньше гражданских волнений в них отражено, тем стабильнее ситуация в стране, а на чём зиждется эта стабильность – на довольстве или терпении – значения не имеет. Меняется только инструмент воздействия. Ничего не будет стремиться к переменам, пока социум проявляет пассивность в отстаивании собственных интересов. Бездействуешь? Значит, либо тебя всё устраивает, либо ты готов терпеть и дальше... а там, где исповедуется терпимость, начинает процветать преступность и беззаконие. Перед лицом государства нет частностей, личностей и индивидуальностей. Есть общественная масса, которой можно (а следовательно и нужно) управлять.
Смена правящей партии может быть полезна только на короткой дистанции, что и лежит в основе демократии. Но сам вектор «эволюции» любого государственного аппарата остаётся потенциально проблемным. Центральный орган власти всегда, при любых обстоятельствах, в первую очередь направлен на сохранность собственной целостности. И любая цена приемлема. Это не значит, что все политики моральные инвалиды, желающие только крови и господства. Это значит, что все управленческие механизмы уже давно отработаны. А если не меняется механизм, то не будут меняться и последствия его работы.
Массой проще управлять, когда она думает и действует как единый и, что очень важно, предсказуемый организм. А каким способом можно гарантировать предсказуемость? Дрессировкой. Кнутом и пряником. Это называется оперантное обусловливание. Деньги – очень удобный воспитательный инструмент. Главное, чтобы у основной массы населения их не было слишком много, а ещё лучше – перманентно не хватало: если целыми днями бегать за морковкой, то не останется ни времени, ни желания думать о «всякой ерунде». Не останется ни времени, ни желания заниматься даже собственными детьми. Так доверим же их воспитание государству, верно?
Школа — это инструмент институциализации на вооружении государственной власти, которой не интересен творческий потенциал населения. Свободомыслие — враг. Как уже было аргументированно выше, народом проще управлять, когда перед всеми стоит единая цель. Государство берёт на себя роль идейного флюгера, указывающего народу, куда следует обратить своё внимание, в то время как за спинами людей плетутся политические интриги. Людьми движут идеи. Если не собственные — значит чужие. Куда нас ведут все сегодняшние идеи? И стоит ли нам за ними следовать?
Капитализм, социализм, коммунизм, так же как национализм и патриотизм – это те идеи, которым мы бездумно служим, зачастую даже не особо вникая в их суть.
Лев Толстой высказывал мнение, что патриотизм – пережиток варварских времён, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде:
И опять те люди, которым это выгодно, с уверенностью станут говорить, что если была война, то это значит то, что она необходима, и опять станут готовить к этому будущие поколения, с детства развращая их. Потому что патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти...
…ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма — войны, - дошло до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубеждённого человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся… Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его не только с учением Христа в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества. И всякий раз на мои доводы мне отвечали либо молчанием, либо высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы.
Человек – перманентно циркулирующий элемент внутри саморегулирующейся единой геосистемы. У неё нет жалости и сострадания. Нет солидарности и понимания. Есть людоедский, капиталистический механизм, бездумно перемалывающий всякого, кто попал в его никем и никогда не останавливаемые шестерни. А попадаем мы под них сразу, по праву рождения. С самого детства мы живём в социальных рамках. Нас окружают шаблоны. Нас окружают устои. Нас окружают взрослые, неустанно следящие за тем, чтобы шаблоны не нарушались, а устои соблюдались. Зачем и почему? Это «глупые вопросы». Ещё не понимая мир, ещё толком не познакомившись с окружающей действительностью, дети уже хотят поскорее вырасти. Ранние годы – это время зависимости, а душа человека, как правило, требует как можно больше свободы.
- Это сейчас мне столько всего запрещают.
- Это сейчас я не могу позволить себе того, что хочу.
- Это сейчас ко мне так много требований.
- Это всё только сейчас, но чуть позже, когда я вырасту…
…ничего не изменится:
Чтобы чувствовать себя свободным, одной только взрослости недостаточно. Нужны деньги. Много. Чем больше денег, тем больше свободы. Разве нет? Свободы, власти, влияния... Возможность влиять на людей, несомненно, приятна нашему эго. Мы любим, когда прислушиваются к нам, и ощутимо меньше любим прислушиваться к другим. Всё закономерно: чем большее влияние мы оказываем на людей, тем менее они способны влиять на нас – простая модель социального взаимодействия, интуитивно понятная нам ещё с детства. Обычная физика: чем массивнее объект, тем более значимо его гравитационное влияние. Рыночные взаимодействия (и не только они) устроены по аналогичному принципу: меньшая денежная масса всегда будет вращаться вокруг большей денежной массы – на этом моменте становится очевидно зачем людям суммы, что значительно превышают любую потребительскую способность. Здесь же находят своё начало как жадность, так и алчность. Деньги – эквивалент и мерило личной свободы, власти, влияния. Кому захочется терять такие привилегии? Но не это самый интересный вопрос. Если уровень свободы зависит от количества денег, то кто в действительности чей раб? Человек управляет деньгами, или деньги управляют человеком? Где окажется вся власть и независимость, когда цена валюте будет равна себестоимости, потраченной на её производство? Но это всё лирика…
Блуждая по сети, можно наткнуться на весьма забавную шутку:
Моя кошка думает, что обретёт независимость, как только научится открывать консервные банки со своим кормом. Вот только о том, откуда эти банки берутся, она никогда не задумывается.
Забавной, правда, она кажется только до тех пор, пока не начнёшь вникать в её суть: так ли уж сильно домашние кошки отличаются от современного человека? У первых – банки с кормом. У вторых – банки с деньгами. Разница лишь в том, что качество консервов зависит только от стабильности условий их хранения, в то время как стабильность работы банковских систем зависит от множества далеко не всегда предсказуемых факторов. Другими словами, самодовольство кошки имеет под собой более крепкое основание, нежели самодовольство человека, живущего в иллюзорной уверенности своего более выгодного положения. Эта мысль станет понятна лучше в тот самый день, когда деньги превратятся в фантики, поставки продовольствия в супермаркеты прекратятся, а из еды останется разве что консервированный кошачий корм.
Имеющаяся система всегда играет против человека. То есть, играя по правилам, играешь себе во вред. Это следствие того, что деньги являются единственной доступной для среднестатистического обывателя формой свободы. При возможности судебной, исполнительной и законодательной власти блокировать любые финансовые счета даже без веского на то повода, с изъятием наличности из оборота и переводом всех валютных операций в цифровое пространство, никому из нас больше не придётся переживать за свои права и свободы – эти заботы возьмёт на себя государство.
Драма нашего положения — человечество уничтожает в том числе и то, что его кормит. А именно — рынок. Точнее, его законы и погоня за личной выгодой. «Легче вообразить конец света, чем конец капитализма» – говорил Славой Жижек. Но только не в том случае, когда концом света и будет являться капитализм, поддерживаемый государственным аппаратом всех мировых держав. Мы подогнали себя под рыночные законы. Они пропитывают весь наш быт. Деньги заменили всё. Они стали мерилом даже межличностных взаимоотношений. Человечество продаёт время собственной жизни за бесценок. Что это, если не безумие?
Банкноты уже давно ничем не подкреплены, и их уверенное вытеснение системами безналичного расчёта может показаться не особо большой проблемой… однако, есть нюанс: стоит только начать жителям экономически развитых стран массово закрывать свои банковские счета – и система ляжет. Как и вся мировая экономика. При этом наличности на всех не хватит физически. Перевод всех финансовых операций в цифровой формат и ликвидация бумажных денег – вопрос не самого далёкого будущего.
Как это отразится на жизни среднестатистического человека? Всё просто: тотальный контроль.
Наша социальная система содержит огромное количество ошибок.
Что такое ошибка? Ошибка — это решение, действие или бездействие в конечном итоге приводящее к нежелательному результату. Нынешнее состояние мировой общественности — это результат огромного количества ошибок, которые мы продолжаем совершать каждый день. Проще всего для восприятия представить себе нашу социальную систему как часовой механизм: шестерёнки крутятся — что-то происходит.
- Перманентные войны.
- Опасность экологической катастрофы.
- Культ потребления.
- Конфликт поколений.
- Повсеместные депрессии.
- Проблема кризиса среднего возраста.
- Гендерный и расовый конфликты.
- Ежедневный стресс.
- Регулярные случаи суицида среди подростков.
- Кризис переходного возраста…
(...список не полный)
Всё это — результат работы нашего социального механизма. Так давайте предположим, что такой механизм объективно неисправен. Цель, которую будет преследовать всё моё дальнейшее повествование — это попробовать хотя бы на бумаге починить нашу соцсистему и разобраться в её проблематике. Начнём по порядку, стараясь мыслить наиболее рациональным образом. И перед этим нам необходимо условиться, что именно мы будем считать рациональным, а что — нет:
Бытует представление, что инстинкты якобы иррациональны, ибо они «работают» вопреки логике. Так ли это? И можно ли разграничить обусловленные характером влечения (страсти) по критерию рациональности либо иррациональности?
Понятия «разум» и «рациональный» обычно имеют отношение к процессам мышления; под «рациональным» мышлением обычно подразумевается такой процесс, который подчиняется законам логики и неподвластен искажениям со стороны аффектов, эмоций или каких-либо патологических состояний субъекта. Однако слова «рациональный» и «иррациональный» нередко употребляются еще и по отношению к чувствам и поступкам. Так, например, экономист может назвать «нерациональным» ради экономии рабочих рук вводить в производство дорогостоящую технику в такой стране, в которой налицо избыток неквалифицированной рабочей силы (хотя и не хватает рабочих с высокой квалификацией). Или же он может назвать иррациональным ежегодный расход 180 млрд. долларов на вооружение (имеется ввиду расход в мировом масштабе, в то время как 80 % этой суммы приходится на великие державы); причем его рассуждение сводится к тому, что эти деньги идут на производство вещей, которые не имеют никакого применения в мирное время.
Я предлагаю называть рациональными любые мысли, чувства или действия, которые способствуют адекватному функционированию и росту целостной системы (частью которой они являются), а все, что имеет тенденцию к ослаблению или разрушению целого, считать иррациональным. Совершенно очевидно, что только эмпирический анализ всей системы сможет показать, что в ней является рациональным, а что – нет.
— Эрих Фромм
Соглашаясь с логикой Фромма, стоит задать следующий вопрос: стремится ли наша социальная система к целостности?
- Перманентные войны.
- Опасность экологической катастрофы.
- Культ потребления.
- Конфликт поколений.
- Повсеместные депрессии.
- Проблема кризиса среднего возраста.
- Гендерный и расовый конфликты.
- Ежедневный стресс.
- Регулярные случаи суицида среди подростков.
- Кризис переходного возраста.
Едва ли вышеописанные проблемы могут служить на благо целостности системы. Говоря более грубым языком, наша социальная система разваливается прямо под нашими «непричастными» ногами. Да, возможно не наше поколение её такой создало. Но наше поколение её такой приняло и продолжает поддерживать.
Основываясь на размышлениях Фромма можно сделать вывод, что система, в которой мы существуем сегодня — иррациональна. В лучшем случае её можно назвать рациональной только относительно самой себя. И только если смотреть на неё изнутри. Почему же у нас создаётся иллюзия рациональности такой системы? Прежде всего, именно потому, что мы смотрим на неё только изнутри и нам сложно адекватно оценить все её неисправности. Мы в ней родились и выросли. Другой системы мы никогда не знали. Нам не с чем сравнивать. Это и служит фундаментом всех наших убеждений и заблуждений. Почему она именно такая? Обычно на это мы отвечаем — так исторически сложилось. Вот только подобное утверждение слишком шаткое. Наши предки далеко не всегда поступали правильно, и далеко не все их ошибки были нами исправлены. Зачем нам продолжать ходить по граблям?
Давай представим себе ситуацию: на столе лежит карта мира. За столом сидит некоторое количество игроков. Я высыпаю на стол из коробки n-ое количество элементов мозаики, называю их фишками и предлагаю сыграть ими в игру на манер монополии. Правила будем придумывать на ходу. Создадим «здоровую» конкуренцию. У кого больше фишек, тот и доминирует. Прогоним через этот бардак несколько поколений игроков и уже никто даже и не подумает о том, что самый ценный элемент игры я оставил себе. А именно коробку на которой изображена общая картина.
Причём до некоторых людей время от времени доходит, что правила предложенной им игры искалечены и они начинают играть по правилам изначальным — собирать общую картину по мере своих знаний, интересов и возможностей (как правило игнорируя всё то, что интересным и важным для них не является), а затем давать свои интерпретации на то, что у них получилось собрать. Отсюда и появилась религия, эзотерика, философия — да собственно и вся наука. Но это всё лишь интерпретации реальности. Все же знают эту метафору, как три слепца пытаются описать слона? Один трогает хобот, другой ногу, третий хвост и все они никак не могут прийти к единому мнению. В нашем же случае всё ещё усложнено и тем, что эти три слепца говорят на разных языках.
Наука — язык фактов и конкретики.
Психология — допущения, наблюдения, интерпретации, договоренности, когнитивные искажения.
Социология — статистика, корреляции (нередко ложные).
Религия, эзотерика, философия — это уже скорее язык иносказательности, что и роднит всю эту историю с творчеством (многие сказки, например, скрывают за собой весьма серьёзный философский подтекст) и так далее.
Все эти области проделала огромный путь и не раз описывали ложные картины мира. Знаете, сколько существует интерпретаций квантовой механики?
- Наиболее распространённые интерпретации:
- «Никакая» («Заткнись и считай!»)
- Копенгагенская
- Многомировая
- Де Бройля — Бома (волны-пилота)
- Супердетерминизм
- Малораспространённые интерпретации:
- Реляционная
- Объективная редукция
- Квантовое байесианство
- Транзакционная
- Фон Неймана — Вигнера
- Блохинцева
- Фока
Наверно их примерно столько же, сколько существует религий. И я сейчас не оспариваю научные труды. Я к тому, что в любой момент может произойти открытие, которое перевернёт наше понимание действительности. Мы всё ещё в пути и это следует брать во внимание. Всё, что мы сейчас знаем о мире — это наша интерпретация реальности. Наша интерпретация общества.
Перекладывая мой пример с пазлами на сегодняшний день можно сформулировать следующую мысль — зачем воевать за те территории, которые должны составлять единое целое? Зачем нам конкурировать, когда нужно сотрудничать? Может стоит попробовать поменять правила игры? Сегодняшняя политическая модель, в том виде, в котором она существует — изуродована. Идея нации — губительна. Она сеет разрозненность, а разрозненность рано или поздно рождает конфликт. И не менее скверное: всё это уводит наше внимание от самого главного — от общей картины. Правильным вопросом здесь будет не «почему система такая?», а «почему большинство не видит острой необходимости что-либо менять?». Ответ на этот вопрос кроется в особенностях нашего мышления.
Справедлива ли следующая логическая последовательность:
Я — слон. Все слоны розовые. Значит ли это, что я розовый?
Если рассуждать логически, то ответ будет: да, всё верно. Вот только я не слон. Самое первое утверждение в этой цепочке уже ложно. Ровно как и второе. Что приводит нас к ложноположительному ответу. Без денег не прожить? Да. При прочих равных данное утверждение можно назвать верным. Вот только мы все живём в таких условиях, в которых без денег не прожить. Может ли статься так, что некорректными являются сами условия? Перед любым человеком социум ставит задачу, по мере решения которой каждый из нас, в силу своих талантов и интересов, приобретает необходимые для решения задачи навыки и способности. То есть, любой человек сейчас находится в той точке своей жизни, куда его привело рациональное взаимодействие с системой, и если нас в этой точке всё устраивает, следовательно, задача решена верно. Так ведь? Но что если сами условия поставленной перед нами задачи были кривые и ложные? Это не особо сложно доказать, просто прорешав имеющуюся задачу в перспективе всего человечества, чуть дальше сегодняшнего дня. Лет на пятьдесят вперёд. Мысленно прокрутите механизм наших социальных часов в не самое далёкое будущее.
- Перманентные войны.
- Опасность экологической катастрофы.
- Культ потребления.
- Конфликт поколений.
- Повсеместные депрессии.
- Проблема кризиса среднего возраста.
- Гендерный и расовый конфликты.
- Ежедневный стресс.
- Регулярные случаи суицида среди подростков.
- Кризис переходного возраста.
Какие перспективы нас ждут с такими предпосылками? Худшее, что мы можем сделать, размышляя над таким вопросом — это ждать, что проблемы решат сами себя. Все мы люди разные, и у каждого из нас могут быть свои взгляды на решение заявленных выше проблем, так что я предлагаю прежде всего начать с поиска общих для всех знаменателей.
И первое, что нам следует сейчас принять за постулат: существующая социально-политическая система нежизнеспособна в долгосрочной перспективе. Говоря более простыми словами — система сломана.
«Теория игр — это раздел математической экономики, изучающий решение конфликтов между игроками и оптимальность их стратегий. Конфликт может относиться к разным областям человеческого интереса: чаще всего это экономика, социология, политология, реже — биология, кибернетика и даже военное дело. Конфликтом является любая ситуация, в которой затронуты интересы двух и более участников, традиционно называемых игроками. Для каждого игрока существует определенный набор стратегий, которые он может применить. Пересекаясь, стратегии нескольких игроков создают определенную ситуацию, в которой каждый игрок получает определенный результат, называемый "выигрышем", "положительным" или "отрицательным". При выборе стратегии важно учитывать не только получение максимальной выгоды для себя, но также возможные шаги противника, и их влияние на ситуацию в целом».
Если просто и коротко: имеем двух игроков А и Б. У каждого из них по 10 очков и две стратегии взаимодействия — мир и война. Стратегия войны стоит 5 очков на вооружение. Если каждый игрок выбирает мир, то никто и ничего не теряет. Если же А выбирает мир, а Б войну, то Б выигрывает войну у невооружённого А и забирает у него 10 очков. То же самое справедливо и наоборот, когда А выбирает стратегию войны, а Б мира. Рациональной же стратегией для обоих будет считаться стратегия вооружения.
- Хочешь мира — готовься к войне.
- Но и хочешь войны — готовься к войне.
Как в такой ситуации отличить одно поведение от другого? Никак.
Из числа всего прочего, как мне видится, современная геополитика на отлично справляется только с одной задачей: поиск внешнего противника. Когда все подозревают всех и начинают придумывать контрмеры на свои же собственные подозрения, то тут внешнего противника уже даже и искать не надо — он будет везде. Мы против тех, кто против нас, за то, что мы не с ними. Вместо того, чтобы создать рай для всего человечества, мы создали рай для сатаны. Оставь надежду всяк сюда входящий. Этот мир не починить при таких условиях. Vae victis! И это не жизнь такая. Это игра такая. Здесь нет правых. Здесь ты либо виновный, либо несведущий. Но выход из положения есть и он до элементарного прост: игрок должен остаться один. Ни в коем случае не путём войны, а путём всеобщей договоренности. Единая идеология космополитизма — вот, что было бы действительно рациональным решением.
Хочу подчеркнуть: это не политический взгляд, это математическая модель.
Естественно, на сегодняшний день ни о каком космополитизме не может быть и речи. Да и опыт существования СССР дал ясно понять, что само по себе объединение государств не является гарантом стабильного общества. Но космополитизм может служить хорошим ориентиром. Путеводной звездой. Той международной целью, куда должно стремиться человечество, как вид. Начать же можно было бы, например, с создание единого образовательного стандарта.
На данный же момент мы имеем общество воспитанное на кривом понимании мира. Отсюда и поломанные межличностные связи. Не стоит думать, что хоть кому-то удалось этого избежать. Мы все так или иначе поломаны, от воспитателей до президентов. И многие из этих поломок вполне могут отразиться на технологиях ИИ. Или же он (ИИ) может прийти к выводу, что человека надо спасать от человека. А так оно и есть, потому что воспитываем мы людей на принципах личной выгоды, частной собственности, индивидуализме, хождению по головам и так далее. Вот в чём корень проблемы. Современный человек хорошо знает только то, как этот мир разрушать. Для этого много ума не надо. А кто будет думать о том, как его теперь ремонтировать? Мы придумываем всё более эффективные способы ведения войны (в том числе информационной), но не придумываем эффективные способы ведения мира. Вопрос космополитизма (при имеющихся тенденциях) буквально является вопросом нашего выживания. Перед тем же, как можно будет начать качественное обсуждение предложенной темы, кое-что в сознании мировой общественности должно измениться. А именно — наше мышление. Пока оно остаётся неизменным, история вряд ли перестанет кружить всех нас в одном и том же безумном хороводе.
В чем проблема мышления среднестатистического человека?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует проследить, как именно формируется наше мышление в имеющейся системе. Как я уже писал: перед любым человеком социум ставит задачу, по мере решения которой каждый из нас, в силу своих талантов и интересов, приобретает необходимые для решения задачи навыки и способности. Другими словами: каждый из нас на протяжении всего своего взросления и становления учится взаимодействовать с системой. Изучает её изнутри. Набирается опыта. Старается быть эффективным. Впитывает социально-культурный код. В этом и проблема мышления среднестатистического человека: оно шаблонно; оно зажато рамками системы; оно имеет склонность отвергать все инородные контексты; оно линейно и движется по рельсам социально-общественных норм, что, возможно, было бы не так плохо само по себе, если бы только система была благоприятна. Но это не наш случай, а следовательно, всё наше мышление может стоять на рельсах социально-общественных заблуждений и катиться неизвестно куда.
Также, шаблонное мышление является мышлением консервативным, что может оказаться губительным на длинной дистанции и вести к систематическому повторению одних и тех же ошибок. Будь природа консервативна, то мы бы, наверное, до сих пор делением размножались. Консервативная система — это как застоявшейся бассейн: в нём даже и жизнь может зародиться, но такая жизнь будет обречена пожирать саму себя... что, в общем-то, мы и наблюдаем в сегодняшнем мире. В политике должны меняться не только люди, но и идеи. Эволюционировать. Расти.
Второе, что нам следует принять за постулат: сломанную систему, по большей части, будет населять психически поломанный социум. Это закономерно.
Каждый из нас — это живой организм, живущий в системе. Есть жизнь и есть ареал её обитания. И то и другое — понятия, адаптируемые друг под друга, но только в определённых границах. Человек убежал уже очень далеко от ареала своего обитания, в том числе, и в психологическом аспекте. Мы живём далеко не в самом нормальном обществе. Просто у кого-то психика адаптируется, а у кого-то ломается. Что в первом, что во втором случае — это откровенное насилие. Доказательством этого является неоправданно большое количество ежедневного стресса, что может вести к не самым приятным последствиями: депрессия, повышенная агрессия, переедание, алкоголизм, наркомания и т. д.
Третий постулат: поддерживать сегодняшнюю социальную систему — значит поддерживать политику насилия. Человек может этого не понимать, но это не значит, что он в этом насилии не участвует. Даже если намерения его чисты.
Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие.
Что это значит? Приведу пример: пытаться раз за разом заварить чай в холодной воде и рассчитывать, что в сто первый раз он наконец-то таки хорошо заварится — это безумие. Отправлять ребёнка изо дня день в школу, в стрессовую для него среду, куда он ходить не хочет, надеясь при этом, что получится избежать подросткового бунта. А когда избежать его не удаётся, то начинать бороться с ним системой наказаний, и, опять-таки, продолжать верить, что это никак не скажется на его ещё только формирующейся психике. В наших субъективных реальностях мы безусловно хотим дать детям всё самое лучше. Но вот в реальности объективной делаем скорее обратное. Подгоняем их под системные шаблоны. Подгоняем их под политику социального насилия. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Другими словами — в сломанную систему. Пример с «любимой» и однообразной работой, расписывать, думаю, необходимости нет. Модель точно такая же.
При рождении человек как бы оказывается заперт между двух миров: внешним социальным и своим личным внутренним. По хорошему эти два мира должны развиваться равномерно, когда один качественно дополняет другой, но у нас ничего подобного нет даже близко. Да, с одной стороны под каждого отдельно взятого индивида мир не подстроишь. С другой же этого никто и не пытается сделать хотя бы частично (школьное образование тому доказательство). Существуют просто социальные нормы и не важно насколько глубок твой внутренний мир — до этого никому нет дела. Ломай себя, но будь добр стараться изо всех сил соответствовать тем шаблонам, которые тебе здесь навязали. В противном же случае останешься не у дел. Никто о тебе особо заботиться не станет. Своих проблем у всех хватает. И очень многие принимают правила такой игры. Всё внутреннее постепенно становится копией внешнего, а шаблоны превращаются в «собственные выводы» и «личные мнения» тем самым дополнительно фиксируясь на бессознательном уровне. Мозг просто водит нас по протоптанным тропам. Это не мышление. Это ментальная карусель с иллюзией рационального подхода и свободомыслия. Мы просто существуем на орбите чужих и (что куда более важно) ущербных идей. Идей, что только уродуют наше общество. Система вынуждает нас совершать одни и те же ошибки, между делом убеждая, что всё хорошо — так и должно быть. На этот то раз результат обязательно будет иным.
Есть ли у нас сегодня адекватная система образования? — нет. А адекватный трудовой кодекс? — нет. Может адекватная политическая система? — тоже нет. Возможно ли в таких условиях формирование адекватного общества? Адекватна ли мировая экономика? Адекватны ли рыночные законы? Адекватно ли вообще наше понимание действительности? Всё это необходимо сегодня ставить под большой вопрос. Если мы так серьезно ошибись с образованием, трудовым кодексом, политикой, то неизвестно в чём мы могли ошибиться ещё. Результатом работы системы являются человеческие страдания. Она вынуждает нас перегружать свои физические и психические возможности. Всё наше социальное устройство — это продукт кривых интерпретаций и целых комплексов когнитивных искажений, которые мы со страстью навязываем друг другу, считая это чем-то нормальным и обыденным. Тут бы уже впору задаться вопросом — а мы ли управляем своим мозгом или это он управляет нами? Ответ же на него лежит на поверхности.
Можете ли вы смотреть в одну точку и не думать ни о чём хотя бы одну минуту, создав в голове тишину? Если нет — вы не хозяин своему мозгу. Очень часто на это утверждение можно услышать нечто вроде: «у меня для этого есть рыбалка/пробежка/езда на велосипеде/etc, очень помогает концентрироваться и ни о чём не думать». Подобная точка зрения ошибочна: полезно не само по себе действие «ниочёмнедуманья». Это должно быть перманентное состояние. Когда в голове не происходит никаких мыслительных процессов — нет никакого толка. Но и когда их слишком много — это лишь безрезультативный шум. Мозг должен быть чистым, чтобы было возможно сфокусировать своё внимание на полезных процессах всякий раз, когда это необходимо. Всё же остальное время он может оставаться свободным. В противном случае выходит, что мозг среднестатистического человека пребывает только в двух режимах — в нём ничего не происходит и в нём происходит слишком много всего. Медитативное состояние разума, также известное как Остановка Внутреннего Диалога (ОВД) — необходима, в первую очередь как гигиена ума. Добиться ОВД есть несколько разных способов. Медитация, как практика, один из них. Ты начинаешь лучше слышать самого себя и меньше следовать общественным «мнениям». Человек живёт тем, что крутится в его голове. И чем меньше там крутится всякого мусора — тем лучше. Если вращающиеся в вашей голове мысли не приносят ничего нового, то зачем они нужны? Жизненный опыт от них разве становится богаче? Ты и так уже умеешь делать то, что умеешь. Займись чем-нибудь ещё. Расширь зону своего комфорта. Вернуться в ту точку, где ты находишься сейчас можно всегда. А если на это нет ни сил, ни времени, то это снова возвращает нас к вопросу ущербности имеющейся социальной системы, которая играет против человека.
Существует две системы мышления:
Система 1 : срабатывает автоматически и очень быстро, не требуя или почти не требуя усилий и не давая ощущения намеренного контроля.
Система 2 : выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе, для сложных вычислений. Действия С2 часто связаны с субъективным ощущением деятельности выбора и концентрации.
— Даниел Канеман «Думай медленно… Решай быстро»
Система [1] принятия быстрых решений жизненно необходима в экстренных случаях, когда ситуация заставляет выбирать одно из двух возможных действий — бить | бежать. Как в первом, так и во втором случае у индивида нет времени на дополнительное обдумывание каждого действия, но этого и не требуется: C1 не умеет сомневаться и не умеет мыслить критически. Когда речь идёт о выживании, у человека не должно возникать отвлекающих внимание сомнений. Лучше, пусть и несколько ошибочная, но уверенная серия действий, чем перманентное сомнение в каждом следующем своём движении. Здесь можно вспомнить, как работает мозг в «режиме» сновидения: редки те ситуации, когда происходящее во сне вызывает хоть какое-то сомнение. Даже полный абсурд не требует никаких объяснений, мозг просто решает задачу, его не интересуют причинно-следственные связи, важны лишь обстоятельства.
- C1 — это не про качественное мышление.
- C1 — это скорее про действие.
- C1 — это рефлекс, паттерн, режим моментальной реакции, но никак не обдуманного и взвешенного решения.
- C1 обрабатывает только самую необходимую информацию в каждый отдельно взятый момент времени и игнорирует остальную. То есть, практически всю.
- C1 стремится давать максимально рациональные решения, исходя из обстоятельств, имеющегося опыта, а также личных и не всегда осознанных интересов индивида, что в сочетании с невозможностью усомниться в принятом решении делает C1 хорошим «защитником» (когда речь идёт о жизни и здоровье), но далеко не самым надёжным «советником».
Хотя C2 в процессе обработки информации и признает себя «субъектом, принимающим окончательное решение», большинство наших решений – продукт C1.
Мысль диктует действие — действие пишет историю. В том числе, каждую личную историю, каждого отдельно взятого человека. Как начать действовать, если человек ни о каком действии даже не думает? Разве что рефлекторно. Вот на рефлексе, вероятно, большинство людей и живут. Рационализируют/интерпретируют обстоятельства таким образом, чтобы они прибывали в гармонии с личным мировоззрением. Мозг склонен очень многое додумывать самостоятельно. Дорисовывать общую картину без нашего на то сознательного вмешательства. Выражаясь фигурально — многие просто плывут по течению своей мозговой активности даже не пытаясь хоть что-то в своей жизни переосмыслить. Если человек не хозяин своим мыслям, следовательно, он и не хозяин своим действиям. Это не контроль. Это иллюзия контроля. Иллюзия свободы и свободомыслия.
Любой выбор предопределён обстоятельствами, опытом и особенностями личного восприятия. Способность управлять личным восприятием (и задавать вектор собственному мышлению) открывает возможность делать более сознательный выбор, а не идти на поводу общественных мнений. Я уверен, мы без проблем сможем сойтись на следующем утверждении: имеющаяся соцсистема крайне противоречива. Следовательно и любое мнение сформировавшееся внутри такой системы будет лишь частью противоречия. Каким же образом мы довели себя до такого состояния? Ложью. Повсеместная ложь (особенно политического характера) породила катастрофическое количество заблуждений. Они накапливались веками, бережно передавалась из поколения в поколение и теперь любой человек думающий по шаблону попросту не способен мыслить здраво. То тут, то там, он будет наталкиваться на ложные ориентиры вызванные противоречивостью системы. Такая система просто не способна быть стабильной. Она существует только за счёт навязанных ценностей. Её необходимо пересматривать полностью. Обратите внимание не на своё мнение, а на те механизмы и закономерности, которые ваше мнение сформировали. Вероятно, что они сломаны.
Мы делаем выводы на основе своего жизненного опыта. Вот только весь наш жизненный опыт был получен в результате взаимодействия с поломанной системой и зачастую ведёт лишь к повторению устоявшихся системных ошибок. Говоря другими словами: мы наш опыт неправильно используем. Он должен быть нацелен на выявление и исправление проблем, а мы его используем скорее для того, чтобы наилучшим образом под них подстроиться, от чего и страдаем. Не под все обстоятельства надо подстраиваться. Многие из них необходимо менять. Возможность взвешенно и разумно влиять на обстоятельства — это то, что и отличает человека от всех остальных животных.
Проговорим ещё раз вышеизложенные постулаты:
- Существующая социальная система сломана и нежизнеспособна в долгосрочной перспективе.
- Сломанную систему, по большей части, будет населять психически поломанный социум.
- Поддерживать имеющуюся систему — значит поддерживать политику социального насилия.
Из этого можно сделать вывод, что решение основной проблематики нашего сегодняшнего дня можно свести к трём ключевым пунктам:
1. Давать детям адекватное воспитание и образование (в смысле то, которое не будет ломать их психику).
2. Выпускать их в тот мир, где их будет ждать не перманентный стресс, а вполне адекватные как психические, так и физические нагрузки.
3. Их образовательная база должна нести в себе контекст актуальных социальных проблем. Как нынешних так и грядущих. Обещать безоблачное будущее — значит лгать. На сегодняшний день мы почти ничего для этого не делаем.
Детей надо учить менять мир. Мы их уже от всех проблем не спрячем. Сейчас не то время, когда можно позволить себе жить по наитию. Что посеем, то пожнём. Посеем людей умеющих менять мир и мир изменится. Посеем потребителей и они сожрут его как саранча.
Одна из наших самых важных социальных обязанностей — это дать детям адекватное воспитание и образование. И мы эту обязанность откровенно не выполняем. Локдаун начала 2020-х годов показал, что родители не хотят проводить время со своими детьми. Родители хотят – держи планшет и не мешай нам жить. Необходимо признать: пока мы варимся в своих взрослых проблемах, нам нет никакого дела до детей. По сути мы просто бросаем их в омут нашего гниющего социума и наблюдаем, как они там беспомощно барахтаются. Хотя даже и с такой простой задачей, как «наблюдение», мы, откровенно говоря, вообще не справляемся. Пока кто-то кого-то не утопит — даже не чешемся. Тут, разумеется, многие возразят, что за своим то ребёнком они прекрасно наблюдают. Но! — вы упускаешь один очень важный нюанс: личность ребёнка формируется не столько под влиянием родителей, сколько под влиянием его окружения. То есть, таких же детей, как и он сам. Мы либо думаем о каждом ребёнке, как о своём, либо даже мечтать забываем о психически здоровом и счастливом социуме. По крайней мере, в имеющихся на сегодня условиях. Чужих детей на свете нет.
Чему может научиться ребёнок вырастающий во всём окружающем нас бардаке? Он может научиться только его копировать. Больше-то ориентироваться не на что. Вся трагедия нашего положения в том, что большинство из нас так до сих пор и не выросло. Не научилось грамотно оперировать своим сознанием. Хотя абсолютно уверено в обратном. Взрослые мы лишь только по отношению к детям, а это не самый надёжный фундамент для такой смысловой нагрузки, как «взрослый человек».
Политика пользуется нашим невежеством.
Спросите у политиков куда мы стремимся? Вам никто ничего конкретного не ответит. Русский мир — [?] Американская мечта — [?] Светлое будущее — [?]. У этих идей есть конкретика? Нет. Под [?] можно вписать что захочется. Именно этим такие формулировки и удобны. Просто подставь нужное. У мировой общественности нет цели. Ни один народ не знает, чего он хочет. Вот сильные мира сего и говорят нам, чего мы хотим. Это надо менять. Обществу нужны адекватные цели, чтобы иметь ясное понимание к чему мы все как вид стремимся. Не кандидаты в президенты должны составлять свою предвыборную программу. Предвыборную программу должен составить народ (в границах разумного, конечно) и сказать: вот так вот мы хотим жить. Кто возьмётся реализовать нашу программу, тот пусть и баллотируется.
Теперь вопрос: а как мы хотим жить?
1. 24-32 часовая, двухсменная рабочая неделя (экономика должна быть адаптирована под человека, а не человек под экономику).
2. Начальные учебные учреждения ориентированные на развитие творческого потенциала.
3. Запрет на массовое производство пластика.
4. Программы не только по защите, но и по возрождению окружающей среды.
5. Прозрачная налоговая система (люди имеют полное право знать, на что именно идут их налоги).
6. Вежливые представители правоохранительных органов.
7. Доступная и качественная медицина.
8. Сокращение бюрократических организаций.
9. Политики, чей возраст не превышает 50-60 лет.
10. Организация гражданских комитетов, имеющих полномочия отстранять политиков от власти.
Всё это только пример (пример того, к чему надо стремиться). Продолжать такой список можно очень долго и шаг за шагом добиваться его реализации. Отстаивать общие социальные интересы. Разумеется ничего не получится реализовать за один день, но если мы хотим жить в здоровом обществе, то к этому необходимо стремиться. Толкать же к подобным переменам должно именно общественное давление. Здесь следует понимать, что государство — это хорошо организованная структура, в то время как социум скорее дезорганизован. Каждый, в первую очередь, стремится думать лишь о себе. От того народ сегодня и не имеет адекватной возможности влиять на государство. Он разобщён и не видит единой для всех нас цели. Сегодняшнее мироустройство выгодно только власть имущим. И только у них есть реальная возможность лоббировать личные (зачастую эгоистичные) интересы. Всем остальным остаётся только под эти интересы подстраиваться. Адаптироваться. Хотя здесь вернее будет сказать — деформироваться. Деформироваться под навязанные правила игры. В конечном итоге исходя из таких деформаций и складывается общественное мировоззрение.
Казалось бы, что никому не надо объяснять, насколько важна забота об окружающей среде и как сильно необходима адекватная реформа образования. Но почему над этими темами почти никто по-настоящему не задумывается? Потому что общественное восприятие сегодня искажено. Деформировано. Фокус внимания нацелен на себя самого. У каждого находятся дела поважнее. И это абсолютно закономерно. Когда всё время уходит на быт и работу, то на чём-либо ином сфокусироваться практически невозможно. На это нет ни сил, ни времени, ни желания. Индивид находится в состоянии перманентного дискомфорта. К такому дискомфорту нас приучают с самого детства. Кого за всё это благодарить? Всю современную политическую школу. Она совершенно отвратительна. Власть — это наёмный работник своего народа. Мы платим налоги, а она делает свою работу. Пусть отчитается о проделанной работе. Покажет, куда и на что были потрачены наши деньги. Без этого любая система власти едва ли сможет адекватно работать на постоянной основе. Без этого любая система власти едва ли сможет признавать свои собственные ошибки. Чем больше денег и ресурсов, тем больше должна быть социальная ответственность. Но у нас всё в этом плане наизнанку вывернуто.
Деньги должны делать деньги? Нет. Прежде всего деньги должны помогать людям. Всем людям. А если у нас есть олигархат, что прибирает большую часть всех денег себе и такая тенденция считается нормой, то это безумные нормы. И поддерживать их могут только безумные люди. Давайте примем за аксиому, что много денег у одного человека — это дурной тон. Такой человек, вероятно, жаден. А жадность — психическое расстройство, которое надо лечить. Да и не только жадность… гордыня, гнев, зависть, похоть/блуд, чревоугодие, уныние — это всё маркеры психических отклонений, а не грехи. Просто не было две тысячи лет назад никакой психологии, а вот психологические расстройства — вполне. Грехи — это просто способ о них говорить. А слова... слова — это не самая естественная форма общения. Да — у человека хорошо развит речевой аппарат и он им способен издавать множество разных звуков. Каждому отдельно взятому набору звуков придавать форму. Наделять смыслом. Но с таким же успехом можно общаться и нулями с единицами. Или точками и тире. Вообще не важно. А вот чтобы проникать в суть сказанных слов, то тут уже необходимо уметь читать между строк. Для этого и нужна эмпатия. Без неё мы превращаемся в биороботов и даже того не замечаем. Эмпатия — вот естественная и универсальная форма общения как минимум среди млекопитающих. Мы — живая часть всего нашего живого мира. И мы можем общаться с ним. Но Вселенная вряд ли заговорит с нами словами. У неё нет голосовых связок. Но она может общаться с через чувства, эмоции, образы, эмпатию. Просто люди зачастую закрыт от всего этого. Большинство даже думает словами, а значит упускает всю суть. Уходит от своей природы.
Мы привыкли оценивать межличностное общение в основном с точки зрения вербальной составляющей. Попробуем же рассмотреть это более детально: представь эмоциональное общение. Теперь окрась эмоции в цвет. А цвету присвой длину волны. Все люди — это источники волн. Будут ли эти волны гасить друг друга? Или усиливать? Может резонировать? Зависит от источника. Безэмоциональное общение всё равно, что машинное. И это не обязательно плохо. Каждой звезде свой неба кусок. Здесь главное понять, что мы это и источник. И приёмник. И ретранслятор. И всё, что угодно. Какую интенцию мы в себе несём, то в мир и будем проецировать.
Всё на свете — это межволновое (или межинформационное) взаимодействие, а сознание — это то, что способно этими волнами управлять. В определённых рамках, конечно, но всё же. Теперь наложите мою интерпретацию на имеющуюся действительность: много ли мы видим межволновой гармонии? Или может хотя бы тенденцию к её появлению? Во всех имеющихся на сегодняшний день конфликтах (как и далеко за их пределами) речь о сознании не идёт. Речь идёт о инерции. В действительности здесь никто и ничем не управляет. Всё просто плывёт по течению. Вопрос лишь к чему именно мы в конечном итоге приплывём?
Какие у нас лидеры — такая у нас и действительность. Какая у нас действительность — такое у нас и общество. Какое у нас общество — такие у нас и лидеры. Это спираль нашей сегодняшней социальной деградации. Существует две фундаментальные формы естественных процессов – разложение и процветание. Наше общество находится в процессе разложения. Вот прямо сейчас, смотря на действительность, мы будем наблюдать процесс социального гниения. Да, он совершенно естественен и очень многие характеризуют его фразой «так устроен мир»... правда при этом умудряясь полностью проигнорировать всю оставшуюся (противоположную) часть не менее естественного процесса нашего мироустройства.
Процесс процветания.
И он не про нас. В разуме среднестатистического обывателя никакого социального процветания просто не существует. Он никогда его не видел и ничего о нём не знает. Для восприятия подавляющего большинства, процветание находится где-то на уровне детской сказки. Утопии. Небыли. Мифа. Но мир может процветать. Просто мы для этого ничего не делаем. Мы делаем ровно то, что способствует лишь его гниению. И по аналогии – проблема здесь не в скверной человеческой природе, а в том, что созданные нами социальные условия, способствуют активному развитию именно скверной части человеческой природы.
Что является одной из самых важных жизненных ценностей? Получение разнообразного опыта. Так вот, имеющаяся система никакого разнообразия не предлагает. Даже наоборот. Она навязывает однообразную модель жизни и индивидуализм как базу мировоззрения. Проблема вовсе не в том, что ничего не меняется. Проблема в том, что мы даже не думаем, как начать что-либо менять. Мы лишь спорим о том, где жить лучше. Делим всё на своё и чужое. Точно так же как и делим всех на своих и чужих. Идея нации — это одна из самых отвратительных и уродливых идей, до которых только смогло додуматься человечество. В глобальном масштабе она несёт раздор, разрушение и смерть. Расшатывает психическое здоровье нашего коллективного разума. Идея нации — это предмет социального помешательства. Идея нации — это куда больше инструмент разобщения, нежели сплочения. Национализм, расизм, сексизм (и так далее) можно расценивать как формы массового психоза. Наши социальные мании. Мы себе выдумали целый мир полный материальных и культурных ценностей, успешно убедили себя в его безальтернативной реальности и теперь уверенно сходим в нём с ума.
Мир болен.
- Перманентные войны.
- Опасность экологической катастрофы.
- Культ потребления.
- Конфликт поколений.
- Повсеместные депрессии.
- Проблема кризиса среднего возраста.
- Гендерный и расовый конфликты.
- Ежедневный стресс.
- Регулярные случаи суицида среди подростков.
- Кризис переходного возраста.
А это симптомы его болезни. Поговорим о том, что к этим симптомам приводит? Они расставлены в порядке условной градации от большего к меньшему (не по значимости, а по эволюции проблемы). Сейчас же предлагаю пойти от обратного:
- Кризис переходного возраста — это время, когда система ощутимо деформирует психику индивида. Это время, когда у ребёнка уже появляются силы сопротивляться навязываемым ему устоям. Время, когда просыпаются гормоны. Когда начинает активно вырабатываться стресс. Его организм ежедневно входит в состояние бей/беги. Но куда ему бежать? И кого ему бить? Одноклассников? Да. Отсюда и рождается буллинг, как средство борьбы со стрессом (некоторые обвиняют во всём компьютерные игры, но тут то как раз всё наоборот — игры снижают стресс — отвлекают внимание). Ходить в стрессовую среду (школу) ребёнку ставят в обязанность. Не будешь ходить — получишь наказание. Читайте как — ещё больше стресса в свою жизнь. И в дополнение к этому отнимем у него средство снижения стресса — выход на улицу и/или компьютерные игры. Это эталон вопиющей несправедливости, который ребёнок впитывает с самого детства. В модели такой жизни нет ничего нормального. Это Ад. Положение цугцванга. Вы понимаете, между какими молотом и наковальней мы оставляем ребёнка один на один? Конечно понимаете. Мы все через этот опыт прошли. Выход же из положения есть...
- Регулярные случаи суицида среди подростков — это следствие всего описанного выше. Почему школьное образование остаётся таким, какое оно есть? Потому что так устроен мир? Мир устроен по принципу не дать качественных знаний, но при этом качественно издеваться над психикой? Называя это «социальной адаптацией»? Мы в своём уме вообще? Нет. Мы в коллективном бессознательном системы.
- Ежедневный стресс — начиная где-то с класса пятого и до самой гробовой доски — это одно перманентное стрессовое состояние с волнообразной интенсивностью. Поэтому в нашей системе и так мало действительно счастливых людей. Стресс счастья не приносит. У него совсем другие задачи. В некоторым смысле противоположные счастью.
- Гендерный и расовый конфликты — это всё к проблеме кривого воспитания и не менее кривого образования.
- Проблема кризиса среднего возраста — живя в перманентном стрессе, человек, как правило, рано или поздно всё-таки задаётся вопросом: «а почему я вообще так живу?». Но ответа на него нет так как человек не понимает даже природу этого вопроса из-за чего в принципе не способен правильно его сконструировать. Правильная формулировка будет звучать примерно так: «почему система заставляет меня так жить?». И вот на этот вопрос уже можно найти ответ. Его я и расписал в данной книге.
- Повсеместные депрессии — причины описаны выше.
- Конфликт поколений — детям необходимо помогать найти себя, а не заставлять строго соответствовать социальным ожиданиям и консервативным устоям. Мы (называющие себя взрослыми) уже прошли в своих жизнях через некоторое дерьмо и теперь вместо того, чтобы договориться и всю эту грязь как следует вычистить, мы хватаем детей за руку и тащим их по тому же самому болоту насильно. В наших больных убеждениях это должно научить их жизни... Грехи отцов падают на головы детей — это не самая корректная формулировка. Ошибки отцов падают на головы детей — вот более верная форма. Если в первом варианте чувствуется некоторая несправедливость, то во втором уже прослеживается чёткая закономерность ведущая к негативным последствиям. Сегодня мы продолжаем пожинать ошибки наших пращуров. Именно от этих ошибок страдает весь современный мир и его страдания так или иначе отражаются на всём человечестве. Не замечать этого практически невозможно, но очень даже возможно просто взять и закрыть глаза. Мол, — «это вне зоны нашей компетенции». Примерно так и зарождается ментальная слепота. Она не только вредна, но и катастрофически заразна. К тому же к ней очень легко привыкнуть и жить так, словно в действительности ничего не происходит. Будто всё именно так и должно быть. Это паралич разума.
- Культ потребления — навязанная норма. Если цель в жизни общества — это зарабатывать деньги, то культ потребления — это его закономерное следствие.
- Опасность экологической катастрофы — следствие культа потребления.
- Перманентные войны — а это кульминация всего вышеописанного. Общество, воспитанное на психологическом и/или физическом насилии (пусть это и не очевидно, но это так), целью которого являются деньги, ресурсы, личная выгода — закономерно будет враждовать всю свою историю. В той или иной форме.
И всё это лишь верхушка айсберга.
- Перманентные войны.
- Опасность экологической катастрофы.
- Культ потребления.
- Конфликт поколений.
- Повсеместные депрессии.
- Проблема кризиса среднего возраста.
- Гендерный и расовый конфликты.
- Ежедневный стресс.
- Регулярные случаи суицида среди подростков.
- Кризис переходного возраста.
Это всё одна проблема. Одна болезнь: ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Над которой почти никто из современных политиков должным образом не работает. Описанные мной проблемы за нас с вами никто не решит. Нет ответственных за это людей. Мы их не придумали. Мы их не обучили. Мы их не создали. Их нет на управляющих должностях. Сегодняшняя политическая школа устарела (именно она и привела нас в ту точку, где мы сейчас находимся), а образование несёт больше вреда, чем пользы. Нельзя далее следовать этому течению. В лучшем случае оно ведёт нас в никуда. Но скорее всего это путь к водопаду. И чем ближе к нему, тем быстрей. Наша главная проблема в том, что мы не осознаем себя частью единого целого. Каждый считает себя уникальной и обособленной единицей, но это заблуждение. Мы все взаимосвязаны, и пока мы не осознаем эту взаимосвязь, мы не сможем решить глобальные проблемы. Вместо того, чтобы лечить организм, мы воюем с симптомами его болезней. Это не лечение. Это паллиатив.
Наша система образования — паллиатив. Наша политика — паллиатив. Наша экономика — паллиатив.
Мы не решаем проблемы, а лишь маскируем их. Делаем менее болезненными. Но от этого проблемы не исчезают. Таким образом мы просто учимся их терпеть. Мир превращён в загон, где все копируют поведение друг друга и по итогу многие остаются сами по себе. Начинается всё с системы образования (в которой попросту отсутствует всякое коллективное сотрудничество) и нагнетается дальше по нарастающей. Начинает доминировать принцип «человек человеку — волк». Угнетается принцип «возлюби ближнего своего». Чем больше воды утекает в один сосуд, тем меньше её остаётся во втором. Чем больше ненависти, тем меньше любви. И это вполне наш случай: система уродует сознание детей, а они вырастая начинают уродовать бессознательное системы. Змея, пожирающая свой хвост, рано или поздно перекусит себе шею. Всё справедливо и закономерно. Многие ли сегодня готовы выступить против такой тенденции? Глобальная реформа всех образовательных институтов — наиболее простой, очевидный и необходимых шаг для дальнейшего преобразования всего нашего общества. Без него любые другие действия будут по большей части бесполезны, особенно на долгой дистанции. Это тот минимум, который необходимо требовать и отстаивать. Дети — это будущее. Проблемное образование неизбежно приведёт к проблемному будущему. Сегодняшним родителям необходимо осознать, что имеющаяся воспитательно образовательная система – неприемлема. Она калечит ментальное здоровье и деформирует психику детей. Доказательством этого является наш собственный жизненный опыт. Необходимо создавать новую образовательную базу. Имеющаяся школьная программа устарела лет на пятьдесят как.
Мы построили наш мир на деструктивном фундаменте. От этого теперь он и разваливается. Кто-то скажет, что я нагло выворачиваю реальность... но может мы все уже родились в вывернутой наизнанку реальности? Поразмышляйте над тем, как на этот вопрос сможет ответить история. Я понимаю — никого из нас не учили думать в контекстах глобальных проблем, но это значит лишь то, что настало время учиться мыслить самостоятельно. Пока «Титаник» ещё на плаву.
Нашу историю предопределяет наше мышление.
Не надо думать о том, что ничего не изменится.
Надо думать о том, как всё изменить.
Выходить за рамки пусть и привычных, но чрезвычайно проблемных шаблонов.
Современная политическая, экономическая, образовательная система – это Левиафан, которого необходимо усмирить.
Или он так и продолжит пожирать нас.
Одни и те же действия приводят к одним и тем же результатам. История это хорошо знает и помнит. Забывают только люди, так как век их очень краток, а память избирательна. Ошибки отцов падают на головы детей. Головы детей несут эти же самые ошибки в будущее уже своих детей. И так далее до условной бесконечности. Как бы причудливо не тасовалась колода — игра всегда одна и та же. На сегодняшний день вся мировая общественность была обманута (отравлена) ложными социально-политическими ориентирами. Обмануть ими совсем не сложно. Если расти во всей этой лжи, то глаз очень быстро замыливается, социальное поведение копируется, мышление искажается. И тут нет каких-то сложных зомбирующих схем. Всё очень примитивно. Именно этим и эффективно.
Если смотреть на все сложившиеся обстоятельства под таким углом, то совершенно неважно какие именно идеологии сегодня правят миром, главное понимать то, что они все так или иначе сломаны и преследует ложные цели. Цели, которые если и не ломают мир, то изрядно его уродуют. В сегодняшнем информационном пространстве нет адекватных социальных ориентиров. Выбирая какую-либо идеологическую модель мы неизбежно сталкиваемся с ложной дихотомией. Сегодня всё человечество буквально питается из отравленного источника.
![]() |
Краткое описание нашей социальной проблематики |
Комментарии
Отправить комментарий
Модерация комментариев как правило в течение суток. Спам и оскорбления не допускаются.